Ателье как бизнес. Часть 2: обустройство


Продолжение статьи-конспекта по материалам семинара
«Ателье как бизнес»

Зонирование пространства

Итак, помещение под ателье нужного размера и в нужном районе найдено.
Внутреннее деление пространства должно быть таким: треть отводится под
клиентскую зону, две трети – под производство. Часто возникает вопрос, стоит ли
совмещать в одном ателье пошив мужской и женской одежды. По мнению Елены
Пашиной, проще наладить сотрудничество с дружественным ателье по пошиву
мужской одежды. В противном случае помещение придется делить даже не
пополам: мужской одежде потребуется существенно большее пространство со
специальным оборудованием – для сорочек, с двумя прессами и тому подобным.
Кроме того, женское ателье более рентабельно.
Ваше ателье может состоять из одной, двух или трех комнат. Рассмотрим каждый
вариант. В «трехкомнатном» ателье предполагается клиентская зона, помещение
для конструкторов и помещение для портных. В ателье из двух комнат –
клиентская зона и комната, где портные и конструкторы сидят вместе. Наконец,
однокомнатный, самый любимый Еленой, вариант – это все равно что «открытая
кухня», которую обожают и клиенты, и сотрудники. Но тут есть некоторые
тонкости. Допустим, портная любит ходить на работе в чем-то удобном и
непрезентабельном. Выход – придумайте фирменные футболки, и она захочет
переодеться сама.

Стиль и название

Ваш фирменный стиль должен прочитываться во всем: от вывески, мебели и
цвета стен до визиток и фирменных пакетов. Оформление ателье Елены Пашиной
на Лубянке базировалось на комбинации бордового с золотом. Теперь, когда
предприятие переехало на Патриаршие пруды, цветовое решение осталось
прежним, но общая стилистика стала более уютной, даже домашней. Ателье
лучше назвать по-русски: гламур уходит, так что простое словосочетание
«Домашний портной» сработает в вашу пользу. Название «Аллюр» Елена
придумала тогда, когда одноименные духи еще не были столь популярны.
Пришедшее когда-то из лексикона конного спорта, сейчас это слово означает
особую, решительную и грациозную, манеру движения.

Клиентская зона

В клиентской зоне должно быть достаточно места для одной либо двух
примерочных, стола, кресел или стульев для клиентов, стола администратора с
кассовым аппаратом и стационарным телефоном, полок с тканями – непременно
на виду! – и большого зеркала. В идеале зеркало, куда постоянно смотрятся
клиенты, выполняется на заказ: не забывайте о фирменном стиле! Рядом с
основным столом можно поставить маленький журнальный и разложить там
кружево с фурнитурой. Ткани выкладывайте по 3-4 рулона на полке, и ни в коем
случае не однотонные – для них есть каталоги. Не тратьтесь на стул для
администратора, тот не должен сидеть.
Примерочная пусть будет закрыта красивой шторой, а не дверью. Внутри
поставьте стульчик, вешалку, положите сменный коврик и ложку для обуви.
Повесьте зеркало, можно небольшое, помните, что далеко не все клиенты готовы
выйти на всеобщее обозрение к центральному зеркалу. Рядом с примерочной
поставьте кронштейн с готовыми заказами: обычно клиенты начинают
рассматривать изделия и задаваться вопросом, почему у них до сих пор нет чего-
то подобного.

Рабочее помещение

В цехе, помимо машиномест, располагаются раздевалка, кухня (в случае
открытого пространства этот момент стоит продумать особенно тщательно),
кабинет и туалет. Вообще говоря, вопрос, разместить туалет в клиентской зоне
или в цехе, остается на ваше усмотрение. Однако изначально туалет
предназначен для вашей команды: клиент должен это понимать и спрашивать,
может ли он им воспользоваться. Кабинет при необходимости используется и как
вторая примерочная.
При ремонте цеха особое внимание придется уделить освещению и электрике.
Обеспечьте стопроцентное освещение! И учтите возможную разницу напряжения.
Допустим, вы закупили швейные машины на 380 вольт, а в вашем помещении
напряжение 220. Замена мотора может стоить треть от стоимости машины.
Минимальная площадь цеха – 25 кв. м. Здесь поместятся два рабочих места для
портных – со специально сконструированным длинным столом и особым
расположением машин, конструкторский стол, оверлоки, пресс, распошивалка,
утюг. И – важнейшее обстоятельство – рабочее место мастера по ремонту одежды
с рейлом для вещей в непосредственной близости.
Состав команды ателье мы обсудим позднее, но уже сейчас можно сказать, что
хороший мастер по ремонту и переделке обеспечивает значительную часть успеха
всего предприятия. Мастер должен быть готов в любую секунду выбежать к
клиенту и вернуться обратно. Обычно хороший специалист буквально завален
работой, поэтому ему нужно обеспечить максимально комфортные условия труда.

Оборудование

Размеры конструкторского стола – минимум 1,5 х 2 метра, поверхность – не
глянцевая. Приобретите два оверлока: бытовой для блузок и промышленный для
костюмов и пальто. Не экономьте на производственных машинах, не покупайте
подержанные. Манекенов, вероятнее всего, понадобится два, на размеры 42-44 и
48-50, на трехножной подставке. Кстати, манекены могут быть и в клиентском
зале, но там стоит ограничиться 44-46 размером.

Прямострочные машины хороши и в китайском исполнении – долговечные и тихие,
однако утюг должен быть итальянским. Декатировка – обязательный процесс, и об
этом стоит заранее предупредить клиента. Поищите подержанный, в отличие от
машин, пресс. Строго говоря, пока заказов немного, с его приобретением можно и
подождать, но заложить стоимость в бизнес-план нужно. В петельной машине, на
взгляд Елены, надобности нет: теперь вещи чаще делают на кнопках.

Если у вас нет опыта, досконально изучите швейное дело, либо наймите
надежного человека из швейной промышленности, обговорив с ним детали вашего
сотрудничества. Также поищите проверенных механика и электрика, которые не
только помогут при переезде и ремонте, но и будут проводить регулярный осмотр
оборудования. Набор операций, выполняемых в вашем ателье, будет неуклонно
расширяться: когда дело дойдет до меховых изделий – клиенты скорее всего
захотят отшить у вас весь гардероб – наступит время для покупки скорняжной
машины.
Журнал Ателье № 11/2016 Практика. Автор статьи "Ателье как бизнес. Часть 2: обустройство" Катя Штерн
Статья подготовлена по материалам лекции Елены Пашиной для курса «Ателье как бизнес»
Елена Пашина
Владелица ателье Аллюр на Патриарших прудах с 2012 года
2010−2012 года ателье было на Лубянке
2007−2010 года ателье было в Измайлово
2003−2007 модельер в ателье Соль Александры Калошиной
1995−2003 конструктор экспериментального цеха МДМ В. Зайцева
Образование: конструктор-модельер
Подпишитесь на рассылку, чтобы первым узнать о новых статьях: