Ателье как бизнес. Часть 3: команда


Продолжение статьи-конспекта по материалам семинара
«Ателье как бизнес»

Общие правила

Идеальное число сотрудников ателье — 8−9 человек: владелец, администратор, две смены, состоящие из двух портных и одного конструктора каждая, мастер по переделке. «Я знаю случаи, когда пытались расшириться и нанять боль-шее количество людей, однако это не срабатывало», — рассказывает Елена Пашина. Она рекомендует соблюдать несколько ключевых правил.
  • подбирайте людей, близких по духу, создавайте команду единомышленников;
  • терпение нужно не только для работы с клиентами, для управления сотрудниками мудрости понадобится даже больше;
  • не стремитесь быть «добренькими», будьте требовательны и справедливы;
  • поощряйте лучших, наказывайте виновных;
  • учитесь! Мало знаете — легко обмануть;
  • работайте без выходных, будьте в курсе всего происходящего;
  • следите за каждой мелочью, лично вникайте в детали;
  • контролируйте всех специалистов, подходите и смотрите, что и как делается;
  • будьте примером во всем для своих сотрудников: если вы будете вдохновлены — все будут.
Искать специалистов стоит на онлайн-ресурсах Osinka, Avito, SuperJob. Лучше все делать парал-лельно — и подбирать помеще-ние для ателье, и нанимать людей. Большая удача, когда сразу находятся 1−2 портных, конструктор и адми-нистратор: последний поможет вам, подключившись к работе с докумен-тами. Забегая вперед: если вы станете водить сотрудников на показы и от-мечать с ними дни рождения — от-лично. Но куда больший вес имеет то, насколько вовремя вы выплачиваете зарплату, желательно общей суммой и без авансов.

Портные

Портные делятся на «верхников» и «легковиков», поэтому всегда спрашивайте, чем предпочитает заниматься конкретный специалист. Проверить навыки вы сможете только за швейной машиной — и в вашем личном присутствии — на двух операциях: на выполнении кармана (с листочкой, в рамку, с клапаном) и шва «американка». Случается, что портной пришел с производства и умеет делать лишь карманы. Дополнительно выясняйте, где человек работал раньше (оптимально — в индпошиве), проверяйте трудовую книжку. Вместе с тем Елена Пашина считает, что рекомендации в этой сфере не являются панацеей, обзвон бывших работодателей обычно мало что дает.

Мастера по переделке одежды попросите выполнить подгиб низа джинсов. Существует минимум два варианта — с сохранением края и без, хороший мастер предложит оба.

Чтобы привлечь портных и мастеров с хорошим опытом, им надо, во-первых, показать перспективу, потенциал ателье: соответственно, к моменту открытия у вас уже должно быть несколько заказов. Во-вторых, обеспечьте «белую» зарплату, необходимую для пенсии. Никаким окладом вы не удержите квалифицированную швею — она предпочтет получать проценты от сделанной работы.

Контруктор

Единственный член команды, чье присутствие требуется и в цехе, и в клиентской зоне, — это конструктор, поэтому его внешность и умение общаться с людьми имеют принципиальное значение. Если человек работал в сфере индивидуального пошива раньше, то, скорее всего, будет понимать, как выглядит со стороны. Если же сидел за компьютером — возможно, и нет.

Что касается профессиональной деятельности, то тут основной вопрос, по какой методике работает специалист: ЕМКО СЭВ, система кроя «М. Мюллер и сын», муляжный метод. Проверка будет заключаться в построении основы — на нее уходит около 15 минут — во время процесса постарайтесь оценить в том числе и то, насколько красиво коструктор рисует. Кому-то бывает быстрее и проще построить платье с драпировкой, чем простую прямую юбку. Так что если есть подходящий заказ на юбку — дайте ее в качестве задания. Дополнительно попросите фотографии работ, выполненных в предыдущих ателье; хотя бы три любимых у конструктора должны быть с собой.

Обратите внимание, что конструктор — это не закройщик. Более того, один человек может хорошо конструировать и хорошо шить, но — дома и подругам. В обязанности конструктора, помимо разработки лекал, входит общение с клиентом, снятие мерок и осуществление первой и второй примерок. (К слову, имейте в виду: если примерок боль-ше трех, значит, с изделием что-то пошло не так). Фразы вроде «Как скажете, так и сделаем» или «Сейчас на примерке все решим» — настораживающий знак!

Неплохо, если вы подыщете конструктора-модельера, но лучше не брать на работу, наоборот, модельера-конструктора. Среди них попадаются «звезды» с собственной клиентурой, и уход такого сотрудника чреват уводом клиентов. Часто происходит и так, что конструктор приходит со своими портными, либо портной со своим конструктором.
Как и в случае со швеями, конструкторы работают не за оклад, а за процент. Портным оплачивается 25−30%, конструктору — 20% от прайса. У каждого над столом повесьте листочек со списком, сколько и каких клиентов они обслуживают в этом месяце, но ни в коем случае не показывайте сотрудникам суммы заработка коллег. По мере расширения и усложнения операций вам придется привлекать надомниц. Об этом никогда не стоит говорить клиентам.

Администратор

Второе лицо вашего «государства», в удачных случаях — вашу правую руку, администратора ателье предстоит искать с особым тщанием. Этот человек будет вести вашу кассу и ежевечерне передавать вам выручку, поскольку вы не должны брать деньги от клиентов в свои руки. Он открывает ателье каждое утро.

Понятно, что администратор — это и внешний вид, и коммуникационные навыки, однако один из самых главных навыков — это грамотное общение по телефону. Представьте: клиент нашел сайты пяти ателье и сел их обзванивать. От того, насколько профессионально и точно ему ответят на другом конце трубки, зависит, пополнится ли ваша клиентская база. Хороший администратор знает прайс лучше хозяйки, встречает пришедших, понимает, чего хочет потенци-альный заказчик и, что немаловажно, заполняет бланк снятия мерок (нет, конструктор этого не делает).

Бухгалтер

Не подыскивайте бухгалтера из швейной сферы: найдите того, кто работал в налоговой инспекции либо с юристами. Он заранее просчитает, какую организационную форму стоит выбрать, и как будет варьироваться налогообложение. Если бухгалтер пока не найден, есть и другой вариант — до открытия посетить юридическую консультацию.
Журнал Ателье № 03/2017 Практика. Автор статьи "Ателье как бизнес. Часть 3: Команда" Катя Штерн
Статья подготовлена по материалам лекции Елены Пашиной для курса «Ателье как бизнес»
Елена Пашина
Владелица ателье Аллюр на Патриарших прудах с 2012 года
2010−2012 года ателье было на Лубянке
2007−2010 года ателье было в Измайлово
2003−2007 модельер в ателье Соль Александры Калошиной
1995−2003 конструктор экспериментального цеха МДМ В. Зайцева
Образование: конструктор-модельер
Подпишитесь на рассылку, чтобы первым узнать о новых статьях: