Вопросы, на которые дизайнер должен ответить для себя сам

Самоидентификация и позиционирование в модном бизнесе
Иногда умение задавать себе правильные вопросы служит по-настоящему хорошим двигателем личностного прогресса. Грамотно поставленный вопрос способен направить мышление в нужное русло, указать на то, о чем следует задуматься и на что стоит тратить свои силы. Поэтому наша статья не несет в себе ответов — это было бы слишком скучно. К некоторым вещам человек должен прийти сам.
Задать правильный вопрос — гораздо сложнее, чем кажется, так что здесь мы решили довериться профессионалу. Опираясь на лекцию Людмилы Норсоян — эксперта моды, дизайнера, основателя бренда инновационного трикотажа Norsoyan и образовательной платформы Fashion Factory School — мы написали о тех задачах, которые каждый дизайнер, стремящийся к успеху, должен решить самостоятельно.
ВЫБОР КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР

Когда дизайнер только начинает строить свою карьеру, когда продолжает и даже тогда, когда задумывается о ее окончании, — на каждом шагу и с каждой коллекцией — он должен задаваться одими и теми же вопросами: кто он? для кого он это делает? зачем? На пути художника постоянно встречается огромное количество развилок, каждая из которых по-своему влияет на судьбу его творческого развития. И как бы ни было сложно делать выбор, убегать от него нельзя.
1. Независимый дизайнер или привилегированная обслуга?
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, ПОП-ИДОЛ И НЕДОСЯГАЕМАЯ ЗВЕЗДА — ТАК ВОСПРИНИМАЮТ ПРОФЕССИЮ ДИЗАЙНЕРА ТЕ, КТО НЕ ДО КОНЦА ПОНИМАЕТ САМУ ЕЕ СУТЬ. А ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОНА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ — ПУСТЬ И НЕЯВНОМ.
Успешный дизайнер почти всегда работает по принципу «чего изволите?»; иначе говоря, сводит свое творчество к нуждам потребителей, создавая лишь тот продукт, который будет хорошо продаваться. И если вы решили основать собственный бренд, подумайте: к этому ли вы стремитесь? Или, может, вы хотите творить свободно — не оглядываясь на тенденции и не задумываясь о продажах? Рано или поздно выбор между благосостоянием и независимостью сделать придется все равно. И очень желательно сделать его в самом начале.
2. Оригинальный дизайн или мейнстрим?
К первоочередным задачам относится не только определение собственного «я», но и понимание основополагающих принципов создания каждой конкретной вещи. Если дизайнер выбирает оригинальность, он должен быть готов к тому, что его одежда начнет продаваться далеко не сразу, пусть даже публика, жадная до новшеств, и будет носить его на руках. Если же он решает «влиться» в мейнстрим, проблемы с продажами уйдут — уступив, тем не менее, место жестокой конкуренции и бесконечной погоне за гигантами масс-маркета.
3. Для избранных или для всех?
Целевая аудитория — будущее марки. И определять ее следует с самого начала. Во многом этот вопрос связан с предыдущим, и не всегда очевидно, какой из них следует задавать себе в первую очередь. В общем и целом, ответив на один, можно легко ответить и на второй. Выбирая оригинальность дизайна, вы делаете ставку на избранность своей аудитории — уходите в люкс или в новый люкс (формат, предполагающий непосредственную работу с клиентом). Это, безусловно, престижно, но вряд ли подойдет тем, кто мечтает как можно чаще видеть одежду своего бренда на других людях.
4. Большая ответственность или подчинение?
Карьера дизайнера зависит и от его готовности брать на себя ответственность. Основатель собственной марки должен быть готов отвечать за свою команду — не только организовывать ее работу, но и платить достойную зарплату каждому ее члену. Это сложно, но необходимо для тех, кто не хочет вступать в коллектив чужого бренда, работая лишь в качестве наемного художника, безропотно выполняющего поставленные перед ним задачи. Впрочем, и в такой работе нет ничего плохого: она гораздо менее энергозатратна и подходит тем, кто не хочет думать о материальных проблемах.
5. Отстраненность или дружелюбие?
Роль творца, создающего заоблачные коллекции и изредка снисходящего к восторженной публике, уже не актуальна. Она не просто устарела — она непростительна. Сегодня от дизайнера требуется совсем другое: большая любовь и умение общаться с людьми. Выбирая дружелюбную модель поведения, вы выбираете успех. Оставаясь недосягаемым для своих клиентов, вы рискуете никогда до них не достучаться. Выбор за вами, но в данном случае он вполне очевиден.
МЕХАНИЗМ ИНДУСТРИИ МОДЫ
Когда вопросы самоидентификации оказываются решены, из мира идей и моральных дилемм неизбежно приходится спускаться в приземленный, но не менее важный мир индустрии — огромного механизма, состоящего из множества людей и работающего только благодаря их взаимодействию. Как осознать его масштаб? Какое место в нем занимает дизайнер? И о каких материально-практических факторах ему стоит задуматься в первую очередь?
БЫТЬ ДИЗАЙНЕРОМ ЗНАЧИТ БЫТЬ САПЕРОМ НА МИННОМ ПОЛЕ. ПРОРАБОТАВ В ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОЧТИ 30 ЛЕТ — И «НА ВОЛЬНОМ ВЫПАСЕ», И В СОБСТВЕННОЙ МАРКЕ, И В КРУПНЫХ МИРОВЫХ БРЕНДАХ, — Я ПРИШЛА К ВЫВОДУ, ЧТО ДИЗАЙНЕР — ЛИШЬ ВИНТИК В РАБОТАЮЩЕМ МЕХАНИЗМЕ ЭТОЙ САМОЙ ИНДУСТРИИ. И ВИНТИК ДАЛЕКО НЕ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ.
1. Прогнозирование и креатив.

Две совершенно противоположные части процесса. Прогнозирование происходит тогда, когда дизайнер приезжает на текстильную фабрику, чтобы увидеть работу ткацких станков, их технологические возможности, а также сырье, которое берется за основу производимых ими материалов. Тщательно изучив все составляющие производства, он понимает, — то есть прогнозирует, — какие ткани могут быть предложены на Premiere Vision через пару лет. Креатив же происходит на самой выставке: когда дизайнер имеет возможность рассмотреть и потрогать уже созданные ткани. Только тогда он в полной мере представляет, как использовать их в своей коллекции.

Вопрос: как мне научиться думать наперед?
2. Знание материалов.

В наше время стало практически невозможно отличить хороший полиэстер от неплохого шелка или кашемира. Неудивительно, что с каждым годом все ценнее становится почти утраченная профессия материаловеда — человека, необходимого в команде любой крупной компании. И если дизайнер не может его найти, ему следует начать разбираться в предмете самостоятельно. Пока он не знает свойств ткани, не умеет определять, из какого материала лучше всего получится та или иная вещь, полноценно творить и воплощать свои идеи в жизнь у него не получится.

Вопрос: хватит ли мне собственных знаний, чтобы выбирать ткань для коллекций самостоятельно?
3. Знание технологий.

Технологии в индустрии моды сейчас решают абсолютно всё. И тот, кто в них разбирается, раньше всех узнает о том, что будет актуально завтра. По мнению Людмилы, любой уважающий себя дизайнер должен посещать ITMA — международную технологическую выставку, проходящую в странах Европы. Раз в четыре года на ней демонстрируются новейшие разработки в текстильном машиностроении, открывающие те возможности создания модных коллекций, о которых именно дизайнеры, как правило, узнают в последнюю очередь.
НА ITMA ВЫ МОЖЕТЕ ВСТРЕТИТЬ КОГО УГОДНО, КРОМЕ ДИЗАЙНЕРОВ. А ВЕДЬ ВСЕ САМОЕ «ВКУСНОЕ» — НАПРИМЕР, ОБОРУДОВАНИЕ, СОЗДАЮЩЕЕ КРУЖЕВНУЮ ЛАЗЕРНУЮ ПЕРФОРАЦИЮ НА МЕХЕ И КОЖЕ, ИЛИ СТАНКИ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕСШОВНЫЙ ТРИКОТАЖ, — ВПЕРВЫЕ КОГДА-ТО ПОКАЗАЛИ ИМЕННО ТАМ.
Вопрос: насколько хорошо я разбираюсь в современных технологиях?
4. Производство.

Пожалуй, самая болезненная часть мировой индустрии моды. Если информация о маркетинге, прогнозировании, креативе, материалах и оборудовании без проблем находится в Интернете, то создание полноценного платья в виртуальном пространстве пока еще невозможно — как ни крути, руками работать все равно приходится.

Вопрос: кому я могу поручить массовый отшив своих коллекций?
5. Продажи (аналоговые и e-commerce).

Вопрос: знаю ли я, как продать свой продукт?
6. Кадры.

Когда Раф Симонс «вступал на трон» модного дома Dior, он заявил, что помимо знаний о своем художественном ремесле и законах производства, дизайнер должен обладать умением собирать вокруг себя надежных людей — маркетологов, коммерческих директоров, фотографов, байеров и, конечно же, тех, кто работает на производстве.
ДИЗАЙНЕР — НЕ ПРОСТО ТВОРЕЦ И ХУДОЖНИК. ОН ПРИКЛАДНИК, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ БОЛЬШУЮ КОМАНДУ И УПРАВЛЯЕТ ЕЙ.
Вопрос: смогу ли я грамотно руководить процессом работы других людей?
7. Бизнес-процессы.

Регистрация собственного бренда, сертификация, регистрация фирмы — вот лишь некоторые юридические действия, непосредственно влияющие на продажи и сотрудничество с другими игроками рынка.

Вопрос: продумал ли я все особенности построения серьезного бизнеса?
8. Взаимоотношения с обществом и государством.

Не только выплата налогов, но и умение взаимодействовать с нужными людьми. Едва ли не самая сложная часть работы дизайнера, в которой ему зачастую оказывается необходима сторонняя помощь — особенно, когда дело касается государства.

Вопрос: умею ли я взаимодействовать с людьми?
Подпишитесь на рассылку, чтобы первым узнать о новых статьях: