Интервью

LittleDrama by N&C: до и после

Выпускница Fashion Factory Кристина Чайковская рассказала нам о создании собственной марки и о том, как идут дела после окончания нашего курса
— Какой опыт был у вас до Fashion Factory?
—  В fashion-среду я пришла из банковского бизнеса, где проработала более 15 лет в сфере электронной коммерции, IT и инноваций в рамках структуры одного из крупнейших и инновационных восточно-европейских банков, включая работу на топ-менеджерских позициях в Москве и Латвии. Помимо экономического образования у меня также есть степень MBA. К делу я всегда относилась и гиперответственно, и творчески — наверное, это и есть мой секрет успеха.

Мне папа в детстве говорил: «Нужно делать все красиво»
Действительно, и дома у меня было красиво, и одевалась я красиво, и до того, как начать с этим профессионально работать, я еще с самого детства многое шила для себя сама — от платьев, курток до кожаных сумок на старой зингеровской машинке. Мне всегда было интересно — как что-то сделано, понять технологию, формулу и попробовать воспроизвести все самостоятельно. Плюс это возможность получить то, что хочешь, быстро, и в условиях отсутствия других возможностей в то время.

В 2015 году после долгих размышлений я уволилась из банка: мне давно хотелось заняться своим делом. Не тратить время на бесконечные совещания, интриги, бюрократию, а что-то производить — нужное, полезное, имеющее миссию и ценность для людей. Когда выбираешь, чем заняться — естественно, смотришь на хобби. И когда-то, что ты делаешь, нравится окружающим, они начинают спрашивать «где взяла», «где купила», ты скромно говоришь «сделала сама», и одновременно с этим начинаешь думать, как на этом заработать деньги и сделать профессиональный бизнес. Одновременно мысль о своём деле пришла в голову моей подруге, Елене, и мы решили начать бизнес вместе.

Летом 2015 года мы выпустили пробную летнюю коллекцию одежды: частично это были популярные проверенные модели, но переработанные и сделанные лучше по крою и качеству исполнения, а многие модели мы придумали сами. На базе этой коллекции мы отрабатывали первые механизмы работы с клиентами, с производствами, работы в соцсетях и продвижению. В это же время я сама лично разработала и сшила невероятной красоты наряд из шелтого шелка для ТЭФИ-2015 для Катерины Агафоновой, ведущей блока новостей на RENTV и ведущей церемонии. Платье по-королевски смотрелось на экране, а Катерина, как ведущая церемнии, имела оглушительный успех. После этого у меня появилась уверенность, что я могу и мне стоит продолжать этим заниматься более профессионально.
Осенью 2015 года мы запустили небольшую капсулу осенних и зимних пальто с мехом, которая имела хороший успех, особенно наши стильные пальто-халаты и необычные пальто с мехом ламы. Наших клиенток останавливали на улице и спрашивали, где они это приобрели. Шаг за шагом дело начало набирать обороты.
На первых порах мы сами ездили на доставки, знакомились с клиентами лично (мы кстати и до сих пор любим это делать), продавали, снимали мерки, консультировали. Какой-то минимальный опыт накопили — и вместе с ним накопилось большое количество профессиональных вопросов (в т.ч. по системному построению бизнеса), которые нам некому было задать. Конечно, мы читали всевозможные интервью с владельцами российских и зарубежных брендов, пытаясь вычленить крупицы информации и Know-How, пытались самостоятельно задавать вопросы тем, кто уже работает в этой сфере, и чаще всего упирались в нежелание делиться информацией, что, понятно. И соответственно, я в это время целенаправленно стала искала школу или образовательный проект, где можно было бы получить нужные ответы. Ситуация ограничивалась тем, что у меня маленький ребенок, и нельзя было надолго уезжать из Москвы. Плюс, мне хотелось учиться параллельно с построением бизнеса, и академическое образование на 1−2 года мне не совсем подходило в тот момент.

На рынке в целом есть большое количество образовательных учреждений, где учат и основам швейного ремесла, конструкциям, технологии. Либо с другой стороны это были школы, где профессионально готовят дизайнеров-художников: развитие художественного видения, различные подходы к созданию дизайнерских коллекций. А мне нужно было место, где бы концентрированно научили — как строить fashion стартап именно как системный бизнес. У меня изначально не было «короны» дизайнера, я в целом не считаю себя именно только художником-дизайнером, хотя мне приносит огромное удовольствие и создание коллекций, и после видеть как эти вещи живут, украшают и улучшают жизнь наших красивых клиенток. Но в важную очередь предпринимателем, который делает и строит свой бизнес. Просто делает это красиво, на базе создания красивых элегантных и качественных вещей. Поэтому, и в поиске места получения знаний мне был важен упор в том числе на коммерческую составляющую. Ведь если я собираюсь заниматься этим делом как основным, и других источников дохода у меня не будет, для жизни и развития бизнеса мне нужно получать за него деньги. Других школ, которые учат делать бизнес, по состоянию на прошлое лето не было.

В Fashion-Factory первое время меня удивляло, что здесь все практично, лекторы, гости, владельцы российских брендов или сотрудники крупных fashion-компаний не льют воду и не мотивируют приобрести «следующий уровень обучения» или «индивидуальные консультации», а открыто делятся наработками, секретами, не боясь, что их кто-то украдет.

И ведь правда, мало знать секрет, или услышать идею. Важно ее воплотить в жизнь.
— Что вы теперь, после курса, делаете по-другому?
—  Сначала я пришла на двухнедельный курс Анны Ивановой по размещению заказов за рубежом. Благодаря ей я впервые поняла, что такое индустрия моды, что такое масштабный системный профессиональный бизнес. Благодаря МБА и работе в банковской системе у меня есть понимание профессиональных системных бизнес-процессов. Но мне нужно было «обрасти контентом» — понять, как это работает в моде, изучить терминологию, специфику, процессы, завязать нужные контакты и связи. Как и мои бывшие коллеги вне индустрии моды, я первоначально относилась к этому с иронией и несерьезностью — ну что такое платьишко сшить. Но меня поджидали жестокие открытия: в сфере fashion — сроки, жесточайший план-график, отслеживание трендов, планирование на 2−3 сезона вперед, скорость — играют гораздо более серьезную роль даже чем в IT. Ведь если в IT вы не запустите очередной релиз мобильного приложения, скажем, к новому году, вы его прекрасно запустите к 8 марта без больших потерь. А в мире Fashion индустрии задержка в мелочах на 1−2 дня может катастрофически сдвинуть остальные сроки, отразиться на времени поступления коллекции в продажу и на вашей прибыли, вплоть до потери сезона и соответствующих убытков. Поэтому дисциплина в этой сфере — жесточайшая. Это если мы говорим о профессиональном бизнесе.

Благодаря FF и курсу «Импульс» я концентрированно и максимально за короткий срок «обросла контентом», получила понимание специфических бизнес-процессов и ответы на свои текущие вопросы. А также, основные контакты или направления, где что взять, к кому пойти. Мы получили понимание, как строить бизнес сразу правильно, профессионально, системно, чтобы не пришлось потом при росте заново перестраивать бизнес-процессы или погибнуть под возросшим потоком заказов и бизнес-задач. Сертификация продукции, регистрация торговой марки, правильные бизнес-процессы, ассортиментные матрицы, бюджетирование, юридические аспекты, работа с фабриками в РФ и за рубежом, материаловедение и прочее и прочее. И все это — в процессе работы. Днем работали, вечером учились, ночью отшивали новогоднюю капсулу.

Плюс самое важное, для начинающего предпринимателя, Людмила Норсоян, да и все мои коллеги, с которыми мы познакомились на курсе, дали очень важное ощущение — что ты не один на этом поле. Людмила, удивительный опытнейший профессионал и человек, к которому всегда можно прийти и за профессиональным советом, и за поддержкой. Нам, сомневающимся, еще не оперившимся максималистам, она по сути «дала разрешение» ошибаться, пробовать. Критика из ее уст всегда звучит аккуратно и ресурсно — Людмила всегда предлагает посмотреть на возможные альтернативы решения задачи. Ну, а похвала — она заряжает.

После окончания «Импульса» процесс обучения не прекращается. Это постоянный процесс развития и обучения, постоянно возникают вопросы нового уровня. Мы с Людмилой и коллегами по курсу периодически встречаемся на лекциях, на встречах на территории FF или в нашем шоуруме. Кроме того, к Людмиле, Анне Есаковой — всегда можно обратиться за советом. И конечно, моя жажда знаний тянет меня учиться дальше и в своем бизнесе, и возможно рассмотреть все-таки вариант обучения за рубежом и стажировки в крупных компаниях.

— Как бы вы определили свою марку в отличие от других молодых коммерческих марок, к примеру, 12Storeez?
—  LittleDrama by N&C — это простота кроя, комфорт, повседневный шик в качественном исполнении по доступной цене.

Если сравнивать именно с ними, то скорее всего разница в целевой аудитории, стоимости тканей и качества исполнения. Хотя нам очень нравится и сам бренд, и стиль и сестры-основательницы. Но это все-таки уже ближе к масс-маркету. У нас иная концепция, аудитория и ценовой подход. И мы пока не хотим становиться масс-маркетом.

Мы заведомо определили для себя использовать более дорогие европейские ткани и использовать в пошиве вещей люксовую обработку (подклад, обработка обтачкой, закрытые швы, канты). Для наших клиентов, которые привыкли делать шоппинг в Милане, Нью-Йорке, Лондоне, но которые сейчас с радостью «подмешивают» в свой гардероб вещи российских дизайнеров, которые не хуже ни по тканям, ни по исполнению, но демократичнее по цене и ближе по географии, качество исполнения и тактильные ощущения крайне важны. Что касается моделей и силуэтов — мы все смотрим одни и те же источники, вдохновляемся одним и тем же, путешествуем по Европе, обожаем Флоренцию … но каждый делает что-то по-своему.

Моя аудитория — это состоявшиеся женщины 35−45 лет. Наши вещи на первый взгляд очень элегантные, где-то романтичные, изящные, но они не всегда предназначены для того, чтобы носить их именно в романтической манере — мы предлагаем иронизировать и хулиганить:), например дополняя образ грубыми сапогами, косухой, кроссовками. Я в целом люблю иронизировать над образом блондинки.

Мы не зря выбрали балерину частью концепции нашего бренда. Для нас это то самое созвучное нам сочетание казалось бы несочетаемого. Нежная, грациозная, воздушная девушка с обманчивым взглядом Бэмби, но с твердым стержнем внутри, интеллектом, адским трудолюбием, упорством и жесткой самодисциплиной.

Мы кстати, с Леной, моим партнером по бизнесу, познакомились у балетного станка. И в нашем концептуальном шоуруме DramaStore by N&C на Трехгорной мануфактуре рейлы в виде балетных станков — компания, которая нам их ставила, ставили такие же и в репетиционном зале в Большом театре ;-), и в танцевальных залах WorldClass, откуда у нас много друзей и красивых душой и телом клиенток.

В целом, одежда — это один из языков невербального общения. В зависимости от ситуации нам нужно либо скрыться, либо выделиться; выглядеть элегантно роскошно или дерзко, сдержанно или соблазнительно. Она — наше дополнительное оружие, при помощи которого мы можем усилить нашу внутреннюю харизму, выглядеть уместно и соответственно ситуации.
Именно такую одежду для разных контекстов дня активной девушки мы и делаем: повседневный шик для ежедневных городских дел, нежную и романтичную для свиданий, нескучную и элегантную сдержанную для офиса, стильную и немного экстравагантную для мероприятий и арт-выставок, круизную для Французской Ривьеры и белоснежных яхт, роскошную для особых случаев и светских мероприятий.
Причем, это может быть одна и та же девушка, но раскрываться вам она будет только той стороной, который в данный момент времени нужно ей
Благодарим за интервью Наталию Поротикову.
О бренде:
LittleDrama by N&C — это простота кроя, комфорт, повседневный шик в качественном исполнении по доступной цене.
Facebook: https://www.facebook.com/LittleDramabyNC/photos
Instagram: https://instagram.com/littledrama_by_nc