Интервью

Кристина Чернозем – о том, как хобби превратить в профессию

Мы поговорили с Кристиной Чернозем, основательницей марки украшений Cher Jewellery Style и выпускницей курса «Управление брендом украшений». Кристина рассказала, как хобби превратилось в профессию, как она работает с производством и что делает в форс-мажорных ситуациях с клиентами
– Расскажите о своем бренде, чем вы занимаетесь?
– Я занимаюсь изготовлением украшений. Я делаю разные украшения, в основном, под заказ. Многие украшения трансформируются: кулон может стать кольцом, серьги могут превратиться в подвески, есть колье, которое трансформируется в браслет. Мой бренд называется Cher Jewellery Style. Я c 18 лет занималась этим для себя. Это было хобби, которое постепенно заинтересовало мое окружение. Люди стали просить, чтобы я сделала что-то для них. Я получала много приятных отзывов и подумала, зачем работать на не очень интересной работе, лучше заниматься тем, что нравится. Лет 6 назад я попала в Юго-Восточную Азию и там плотно изучила вопрос материалов, а именно камней. И оттуда я начала свой путь. Я приобрела некоторое количество камней и начала работать на заказ. Сначала я производила все там, в Тайланде. После вашего курса стала работать в России.

– Кем вы работали до того, как стали делать украшения? Помогает ли вам прошлый опыт?
– По образованию я маркетолог-рекламист. Я работала в рекламно-производственном бизнесе. Помогает, скорее, не практический опыт, а профессия. Мне понятно, как выстроить маркетинговую стратегию, как продвигать себя.

– Что подтолкнуло вас к тому, чтобы оставить работу и всерьез заняться украшениями?
– Каждый человек должен заниматься тем, что ему нравится. Та работа, которая у меня была, приносила деньги, но не приносила должного удовольствия, радости, которое приносит любимое дело. Если человек любит то, что делает, то рано или поздно это будет приносить прибыль и перестанет быть просто хобби. Наверное, это желание заниматься любимым делом меня и подтолкнуло.
– Был ли у вас какой-то стартовый капитал, когда вы начали делать украшения для широкой публики?
– Был минимальный, около 1000$. Эта сумма пошла на закупку камней, которые потом люди выбирали. Остальные материалы были на производстве в Тайланде. Это было небольшое производство при большом ювелирном магазине.

– Как вы нашли его?
– Это производство я нашла по рекомендации. Я не скажу, что я что-то искала специально, кроме камней. Я поехала в Камбоджу, нашла места, где идет продажа камней, отсмотрела их, потестировала и купила. Как только мне понадобилось производство, оно нашлось очень быстро. Ты даже не успеваешь искать, прочесывать рынок, потому что оно появляется сразу.

– С какими камнями вы работаете?
– Я работаю в основном с полудрагоценными камнями, иногда с драгоценными, но это под заказ. Иногда по запросам у меня бывают интересные заказы: например, люди просят вписать в золото ореховую косточку рудракша, которую используют в буддийской религии.

– Когда вы поняли, что начинаете работать на широкую аудиторию, что вы делали? Может быть какие-то расчеты или исследования проводили?
– Не было какой-то профессиональной статистики. Я брала минимальную плату за работу, мне нужно было понять, насколько это востребовано. По откликам я поняла, что мой стиль нравится людям. Для меня это стало точкой опорой, я поняла, что мои украшения востребованы. И таким образом, в течение нескольких месяцев я изучала для себя в соцсетях есть ли спрос на мои украшения.

– Были ли у вас трудные моменты, когда хотелось все бросить? Как вы их преодолели?
– Да, у меня был год затишья, и я по кейсу одного из ваших педагогов на курсе, наняла бизнес-технолога. И вместе с ней я стала выбираться из этой сложной ситуации, но были мысли бросить, «может, это не мое», «может, не надо этим заниматься». Но в итоге мы все преодолели.

– Как вы думаете, с чем был связан этот кризис?
– Любой бизнес требует внимания, как и любой аспект жизни: семья, дети. Когда ты переключаешь внимание на другие аспекты жизни, что-то может просесть. И разобравшись со своими личными барьерами вместе с коучем, у меня начался новый старт, и начался он даже лучше, чем предыдущий.


– А что вы делали с технологом, в чем заключалась его деятельность?
– В общем, это проработка стратегий. То есть технолог дает тебе возможность самому найти свой путь, построить стратегии. Технолог дает направление, задает наводящие вопросы, а ты сам ищешь на них ответы. Кажется, что ничего сложного в этом нет, сам сел и задал себе вопросы. Но нет, со стороны всегда виднее. Для этого и есть такие палочки-выручалочки, специально обученные люди.
      – Как сейчас выстроено ваше продвижение?
      – У меня Instagram, Facebook. Это основные внешние инструменты. И все-таки многое выстроено на личных знакомствах.

      – Как выглядит процесс производства после того, как к вам обратился клиент?
      – Cначала мы беседуем с клиентом, я пытаюсь понять, что именно он хочет. Потом я рисую эскиз, потом мы снова встречаемся с клиентом, общаемся, вносим правки. После утверждения дизайна я отправляю его на 3D-моделирование, после которого понимаю, какая будет стоимость материалов, какой вес, сложность, технологии, которые нужно будет применить. Я показываю ему объемную модель, мы еще раз утверждаем все с клиентом и отправляем в производство. Модель отливается, с ней работает ювелир и готовое изделие отдается клиенту. Это, конечно, идеальный процесс, на деле всегда много нюансов.

      – Было ли такое, что вы уже сделали часть процесса, а у клиента изменился запрос?
      – Такие трудности были. Например, ты делаешь изделие, человек одобрил эскиз, внес часть оплаты, модель изготовили, отдали клиенту, а у него мировоззрение изменилось и он говорит: «Ой, это для меня слишком, куда же я такое надену. Я не того ожидала». Есть такое момент, как ожидания. Кто-то в голове представляет одно, а кто-то вообще не видит и не представляет изделие, пока не получит его. Когда есть ожидания, они портят ощущения радости при получении. Этот человеческий фактор был моей основной трудностью, и поэтому я начинаю задумываться о производстве готовых изделий, чтобы человек сразу видел, мерил и понимал, нравится ему или нет.

      – Как вы справлялись с такими ситуациями, что человеку не понравилось уже готовое изделие?
      – По-разному. Пытаюсь найти компромисс с человеком, может быть, сделать скидку. Бывает, что человек отказался от заказа, а ты уже потратил время, поработал над украшением. Поэтому я решила, что мне надо брать деньги за эскиз, раз на таком этапе у человека может все измениться. Здесь много нюансов, это сложнее, чем производство готовых украшений.
        – Есть ли у вас команда или все делаете сами?
        – Сейчас я делаю все сама. По мере увеличения прибыли будет появляться помощники.

        – А как нашли производство в России?
        – Я сотрудничаю с производством, которое мне порекомендовала ваша школа. На курсе мы посещали производство, и сейчас я с ними сотрудничаю, правда есть определенные нюансы, но это производственный процесс и без этого никуда. Уже почти два года мы с ними работаем.

        – В какой момент вы решили пойти к нам на курс?
        – Мне подруга отправила ссылку на ваш курс, она знала, что я занимаюсь украшениями, увидела в интернете рекламу и отправила мне. Это было совершенно случайно. Я прочитала программу, мне стало интересно, и я решила пойти для общего развития.

        – Что вам больше всего запомнилось с курса? Были ли какие-то инсайты?
        – Для меня был очень полезны лекции по юридическим вопросам. Инсайты были на лекции Ирины из марки WannaBe, она дала много полезной информации, несмотря на то, что у нас немного разные сферы. Масштабных инсайтов не было, наверное, потому что за время работы я уже многое изучила. И на курс пошла, потому что мне были интересны юридическо-правовые моменты. У меня на курсе не было лекции Ирины Белоносовой по фотографии, и это был большой пробел. Я потом брала дополнительный воркшоп у нее, и она помогла понять, как строить контент для Instagram, в каком стиле. У меня появилось понимание того, как позиционировать свои украшения. До этого я просто делала дизайн и показывала его, но потом я поняла как мне их позиционировать и какой сегмент клиентов все-таки мой.

        – Сейчас вы сами фотографируете украшения?
        – Я работала с Ириной, мы сделали несколько фото. И пока что сама снимаю.

        – А к чему у вас больше лежит душа?
        – Мне хочется в розницу, но пока что-то останавливает. Это определенная ответственность, которую ты должен на себя взять. Это серьезная работа, бизнес, а у меня есть свои личные задачи. Мои личные амбиции, наверное, выше, чем финансовые. То, что я делаю на данном этапе, меня устраивает.

        – Можете ли вы дать совет тем, кто только начинает заниматься ювелирным делом?
        – Действовать интуитивно и слушать внутренний голос, потому что он больше подсказывает, чем ум. Слушать себя и делать выбор, исходя из собственной интуиции. По крайней мере, это мой опыт, когда я слушаю себя, все идет как надо, когда начинаю обдумывать рационально – это крах.

        – Радуетесь ли вы, когда получаете отзывы от клиентов?
        – Да, мне кажется, это самое сладкое, что есть в этой работе. Кто-то радуется, когда деньги получает, а для меня самое главное – это удовлетворение и эмоции, которые получает человек. Счастлив клиент, счастлива я. Даже момент получения денег для меня не такой яркий, как то, что я смогла сделать кого-то счастливым. Наверное, это моя глобальная цель – радовать и приносить удовольствие. А деньги просто оплачивают труд, время и материалы.

        – Как вы считаете, обязательно ли модному предпринимателю уметь работать руками: шить, делать украшения и так далее. Или можно быть просто организатором?
        – Думаю, необязательно. У меня даже есть знакомый человек, который не умеет рисовать и толком не видит в голове украшение. Такие люди просто обладают организаторскими способностями, и поэтому я считаю, что человеку необязательно даже иметь художественное восприятие, если ты можешь построить бизнес. У меня это больше как творчество. А кто-то делает на этом бизнес, может заниматься любым сегментом ювелирного дела – от масс-маркета до люкса.

        – Есть ли кто-то на кого вы равняетесь?
        – Я подписана на ювелирные бренды, иногда смотрю их страницы, как они работают. Но я создаю иные украшения, такие, которые не найдешь у других марок. Я хочу быть ни на кого не похожей. Я слушаю себя, как я вижу, чувствую линии и формы, конструкции. Я бы даже сказала, что я не дизайнер, а конструктор. Я конструирую модели и подхожу к этому с художественной точки зрения. Кто-то, например, делает так, чтобы было красиво, а для меня очень важна форма, и я конструирую каждую модель отдельно, использую сложные замки.

        – С кем из бизнесменов вы бы хотели встретиться и пообщаться?
        – Cложно сказать. Я периодически посещаю семинары, лекции разных людей и, в принципе, с кем я хотела, я уже встретилась. Хотела бы встреться не с бизнесменом, скорее, с деловой женщиной, с Шейха Моза — второй из трех жен эмира Катара шейха Хамада бен Калифа-аль-Тани, матерью семерых детей, одной из самых стильных первых леди планеты и, как бы удивительно это ни звучало, политическим и общественным деятелем. Считаю, ее абсолютно успешной и реализованной во многих женских аспектах.
          О проекте:
          Cher Jewellery Style – марка украшений на заказ
          Сайт: http://cher-style.ru
          Instagram: www.instagram.com/kristinacher_