Интервью

Евгения Черкасова: «В модной индустрии сложно развиваться, не зная законов рынка»

Мы встретились с Евгенией, чтобы обсудить, как выросли ее проекты после окончания курса, какой вектор развития выбран и с какими трудностями пришлось столкнуться.
Женя, ты успешная бизнес-леди, совмещаешь в себе должность креативного директора и дизайнера двух своих брендов. Спасибо, что нашла время встретиться. Расскажи, как ты связала свою жизнь с модной индустрией?

— Это случилось 10 лет назад. Я решила получить второе образование в Istituto Marangoni London, выбрав для себя специальность Fashion Business.Мне хотелось узнать, как работает эта индустрия, понять правила игры, и со временем найти в ней применение своим способностям.

— Почему Лондон?

— Тогда в России только зарождалась индустрия, а в Англии это уже была отлаженная система. Кстати, некоторые процессы только сейчас начинают работать в России так, как нам об этом рассказывали 10 лет назад в Marangoni.
— А первое образование какое?

— Факультет международных отношений. Меня увлекала эта специальность, но со временем я поняла, что у женщины, все таки, не так много возможностей построить дипломатическую карьеру. И что это не совсем то, чем бы мне хотелось заниматься. Тем не менее, диплом я получила. Мир моды так же всегда был притягательным для меня, поэтому я решила поехать в Лондон постигать азы fashion индустрии.

— Учёба в Лондоне дала свои плоды?

— Конечно. Марангони по праву считают одним из лучших институтов в индустрии моды, к тому же после окончания учебы я успела поработать в fashion PR и маркетинге, посотрудничать со специалистами, работающими на известные бренды, такие как Erdem, Victoria Beckham и Burberry, познакомиться с их поставщиками и понять, как организована работа в этих компаниях.

— Но почему тогда не осталась в Лондоне? Ты многое знала про рынок и, скорее всего, у тебя были нужные связи.

— Создавать модный бренд с нуля в Лондоне, мировой столице моды и одном из самых дорогих городов мира, — это очень амбициозная задача, которая под силу профессиональной команде во главе с солидным инвестором. Я получила определенный опыт работы в модной индустрии и поняла, что меня больше привлекает возможность развивать свой проект, чем работа на известный бренд.
В России еще не было такой большой конкуренции, было меньше рисков со всех сторон и больше возможностей: поэтому я решила применить полученный опыт и знания в родной стране.

— И чем ты занималась по возвращении?

— Мы открыли небольшое ателье индивидуального пошива. Еще в Лондоне я писала дипломную работу о продвижении бренда люксового сегмента вечерних и свадебных платьев. С этого мы и начали. Нашими основными заказчицами стали девушки, заказывающие платья для особых случаев: свадеб, выпускных балов и других торжеств. Со временем круг клиентов расширялся, и мы стали шить и повседневную одежду. Многим нравились предложенные нами модели, и мы решили представить линейку готовой одежды EL atelier с уклоном на базовый гардероб. Именно на нее сегодня сделан основной акцент в нашей работе.

— Ты и сейчас создаешь вечерние наряды?

— Конечно. Под нашим брендом EVA LETOVA, как раз создаются подобные наряды. Сейчас мы реализуем наши коллекции через услугу индивидуального пошива. Платья от EVA LETOVA выбирали актрисы Дина Корзун и Эмануэла Познано, оперные певицы Лора Райт и Аида Гарифуллина.
— В своей команде ты всё же управленец или дизайнер?

— Я совмещаю в себе обе роли. Это требует большой концентрации и занимает практически все свободное время. Я сама рисую эскизы и вникаю во все нюансы вместе с конструкторам, технологом и портными на стадии пошива образцов. Это большой обьем работы, но к счастью, часть моделей дублируется из сезона в сезон, и мне во всем помогает надежная производственная команда. Я также провожу анализ продаж, комплектую коллекции следующих сезонов и выбираю направления дальнейшей работы.

Я думаю, что сегодня каждому дизайнеру, работающему на себя, полезно иметь знания о бизнес стороне креативного процесса. К сожалению, за время своей учебы и работы я видела много талантливых дизайнеров, которые не могли управлять собственным брендом из-за отсутствия знаний и грамотного подхода.

— Похоже, что у вас в команде отлаженный процесс. Почему тогда решила получить дополнительное образования у нас?

Прошло уже много времени после обучения в Лондоне, к тому же в нашей стране в последние 5-7 лет модная индустрия очень бурно развивалась. К тому же у меня в России был исключительно «производственный» опыт: знания технической стороны процесса очень важны, но сегодня для развития бренда также обязательны навыки продвижения в социальных сетях, понимание особенностей работы с прессой, байерами и стилистами. Мне хотелось послушать более опытных специалистов из Fashion Factory и перенять их опыт. Когда я увидела рекламу курса Fashion Impulse, первым делом посмотрела программу и список преподавателей. Тогда и поняла: это то, что мне надо для дальнейшего развития. Меня привлекло, что все лекторы — практикующие специалисты с многолетним опытом.

— Кто-то конкретно повлиял на твой выбор?

— Сама Людмила Норсоян, как организатор курса, конечно. Она известный человек в индустрии, талантливый дизайнер, который уже много лет создает уникальные и самобытные коллекции. Также привлекли имена Натальи Туровниковой, Гоши Ростовщикова в списке преподавателей.

— Полученные знания на курсе сразу применяла на практике?

— Да, еще во время обучения я стала уделять больше внимания ассортиментной матрице, тщательнее все планировать, поняла, как расставлять приоритеты и на чем сконцентрироваться в первую очередь.

— А результаты ощутимы?

— Да, их даже можно измерить. У нас значительно увеличились продажи, появились новые клиенты. Впереди еще много планов. Сейчас мы активно работаем над созданием онлайн-магазина.

Я думаю, что сегодня каждому дизайнеру, работающему на себя, полезно иметь знания о бизнес-стороне креативного процесса. К сожалению, за время своей учебы и работы я видела много талантливых дизайнеров, которые не смогли из-за этого управлять собственным брендом
— Желаем удачи! Что бы посоветовала начинающим дизайнерам и управленцам?

— Для начала продумать, какой продукт и на какую аудиторию вы будете создавать. С небольшим бюджетом начинайте с одного или нескольких продуктов, со временем вы расширите ассортиментный ряд. Такой подход оптимален в плане денег и кадровых ресурсов, потому что сделать полноценную коллекцию, где есть платья, блузки, брюки, юбки и верхняя одежда, — это довольно долго и дорого.

Конечно, очень важна команда, состоящая не просто из профессионалов, но и единомышленников. Мы собирали своих сотрудников по крупицам в течении 5 лет. Даже если у вас нет собственного производства, если вы шьете сами или пользуетесь услугами фабрики, со временем вам придется нанять хотя бы пару помощников. Подбору кадров следует уделить особое внимание — это основа успеха любого предприятия.

Fashion индустрия сложная и конкурентная ниша, в ней практически невозможно развиваться, не зная законов рынка. Чтобы избежать ошибок, которые будут стоить вам денег и нервов, необходимо иметь понимание многих взаимосвязанных процессов. В Fashion Factory дают все необходимые знания и, что немаловажно, полезные контакты для тех, кто решил попробовать себя в сфере моды и дизайна. Когда я вернулась из Англии, на российском рынке не предлагали ничего подобного: этот курс дает понимание того, как на самом деле работает индустрия, все знания очень прикладные, потому что ими делятся востребованные в индустрии специалисты, которые активно работают и постоянно развиваются.

— Получается можно создать успешный бренд без больших вложений?

— Я считаю, что начинать можно с чего угодно, было бы желание.
Разумеется, обьем вложенных средств влияет на скорость развития бренда: многие вещи делаются быстрее при наличии инвестиций. Однако, в индустрии есть примеры когда бренды с колоссальными вложениями, не оправдывали себя, и не были готовы к тому уровню, на который замахнулись. И наоборот, не мало брендов, которые смогли монетизировать какую то одну идею в небольшой линейке продуктов. Я сторонница постепенного развития. Прежде чем мечтать о показах на неделях моды или даже полноценном ассортименте, надо понять как работает рынок. Можно начать с аксессуаров или трикотажной линейки. Анализируйте, что лучше продается. Мы делаем это ежемесячно и постоянно дополняем ассортимент.

— И еще один совет напоследок.

— Важно понимать, что не все тренды, которые нам демонстрируется на неделях моды, могут прижиться на нашем рынке. Тем не менее даже самым консервативным клиентам хочется эмоций и одежды, которая учитывает последние тенденции. Поэтому в коллекциях важен баланс базового и «трендового ассортимента. Вещи, привлекающие внимание, мы вывешиваем в витрины: заходят на них, а покупают базу.

— Спасибо большое, что поделились опытом. Желаем вашим проектам только развития.

— Спасибо большое.
О бренде:
EL Atelier – марка женской повседневной одежды.
e-l-atelier-shop.com
www.instagram.com/e_l_atelier_official
www.facebook.com/elatelierofficial