Интервью

Стилист: многогранность профессии

Анастасия Каминская, стилист и арт-директор, выпускница курса «Fashion съемка — от идеи и организации до работы со СМИ и байерами» Fashion Factory School рассказала, где она училась и как искать клиентов в этой сфере.
— Настя, расскажите, как вы стали стилистом? Что привело вас в эту сферу?

—  Думаю, как всегда, предпосылки стоит искать в раннем детстве, когда мой интерес к шитью нарядов для кукол был существенно выше, чем у сверстников.
Я постоянно рисовала новые образы, а стены моей комнаты были уклеены вырезками съемок из заграничных модных журналов, которые с трудом удавалось найти. Кто-то хотел быть космонавтом, а я видела себя модельером — такая вот банальщина.

Моим любимым занятием было рисовать сцены или героев, появлявшихся в сознании после прочтения книг, или рисовать мысли, слушая музыку. Со временем я поняла, что если я стану дизайнером и буду создавать то, что я вижу, то буду этим ограничена, буду как будто вариться в собственном соку.

Мне хотелось довольствоваться всеми благами и иметь возможность анализировать, сопоставлять, использовать. Когда пришло время определяться, в этом плане меня привлекала журналистика и реклама (ее креативная составляющая), но обстоятельства сложились иначе. Я занялась лингвистикой и изучением средств межкультурной коммуникации, а любимые занятия остались на уровне хобби.

В нестабильных девяностых, на которые пришлось определение моего дальнейшего жизненного пути, возможностей для развития было существенно меньше, чем сейчас. К этому добавлялись и личные обстоятельства. Приходилось выбирать специальности более прикладного характера, которые могли бы обеспечить предсказуемое существование.
Я приняла решение уйти на фриланс и заниматься исключительно собственными проектами.
Проработав два года в нефтяном бизнесе, я ушла в универмаг класса люкс и стала заниматься программами обучения по продукту для продавцов. В мои обязанности входило общение с представителями марок и с дизайнерами всего мира и организация тренингов с их участием.

Примерно в тот же период я познакомилась со своим будущим мужем, фотографом, что окончательно определило мой круг общения и наконец дало мне четкое понимание, куда я хочу двигаться. Мы и по сей день часто работаем вместе.

Каждый день я проводила в красоте люксовых брендов и встречалась с потрясающими людьми. Однако бесспорного эстетического удовольствия мне стало мало, особенно с осознанием того, что я всего лишь винтик системы, которая не дает мне возможностей к самовыражению и выжимает меня, как лимон.
Я приняла решение уйти на фриланс и заниматься исключительно собственными проектами.
— С чего начинали? Где учились?
В самом начале моего пути как стилиста, понятия о процессе фото или видеосъемок, составе и работе команды, да и о модной фотографии как таковой практически не было, не говоря уже об образовательных программах.
Знания собирались по крупицам, и лишь некоторым счастливцам из нас представлялась возможность работать в только появившихся иностранных издательствах. Впрочем и там не все работало как часы, поскольку ресурсов для выполнения задач крайне не хватало.

Работе стилиста я училась в полевых условиях. Моя ситуация казалась мне похожей на ту, о которой рассказывал мой папа-джазмен. Когда-то в шестидесятых с трудом привезенные партитуры переписывались вручную. Несмотря на все удобство интернета, у меня до сих пор сохранилась привычка собирать вырезки, журналы, книги, ролики с бэкстейджа — все, что может быть полезно, а также регулярно ходить в музеи и учиться основам художественного видения у великих.

Организовывать съемки приходилось самостоятельно из-за отсутствия необходимых специалистов, и это существенный плюс, поскольку я имею представление о том, что входит в обязанности каждого члена команды, и по сей день предпочитаю контролировать процесс самостоятельно, учитывая работу всех исполнителей, включая фотографа.

Важным этапом была работа в качестве ассистента с людьми, работой которых я восхищаюсь и чувствую определенную родственность в схожести наших взглядов и видения.
Наверное, это самый ценный опыт и знания, и я никогда не упускаю такую возможность.
У меня до сих пор сохранилась привычка собирать вырезки, журналы, книги, ролики с бэкстейджа — все, что может быть полезно, а также регулярно ходить в музеи и учиться основам художественного видения у великих.
— Какие съемки стилизуете? С кем работаете?
Я начинала работать с обычными людьми и психологическим портретом, да и сейчас люблю этот жанр, поскольку в нем есть определенный вызов. Мне нравится видеть в кадре целостную историю с настроением и деталями, которые тонко создают нужное впечатление.
Я работаю в рекламной фотографии, которая чаще всего предполагает сюжетность. Выступаю арт-директором проекта и занимаюсь концепцией в целом и ее реализацией.

Меня больше привлекает editorial, чем коммерческие варианты fashion съемок. Я также работаю в предметной фотографии, в основном с ювелирными и косметическими брендами. Временами даю индивидуальные консультации по имиджу, организации пространства и сет-дизайну мероприятий.
На мой взгляд, разноплановость работы — это не показатель многостаночности, когда делаешь многое, но ни в чем не являешься специалистом. Наоборот, взгляд под другим углом на свою работу помогает расширить творческий потенциал.

К примеру, я часто снимаю в путешествиях сюжеты на пленку, чтобы тренировать композицию кадра и работу со светом и цветом. На мой взгляд, стилисту необходимы подобные знания не меньше, чем фотографу, чтобы результат был законченным.
— Есть ли сезонность в вашей профессии?
— Сезонность, безусловно, есть. Каждый, кто занимается модой, должен быть готов жить как минимум на полгода вперед и держать руку на пульсе. Если не успеваешь, то вылетаешь из обоймы и становишься никому не интересен. В этом плане мода ставит очень жесткие рамки для тех, кто делает в ней бизнес, и особенно для тех, кто об этом бизнесе и его тенденциях рассказывает.
Взгляд под другим углом на свою работу помогает расширить творческий потенциал.
— Как искать клиентов и где брать заказы?
—  Самый действенный и всем известный способ — общение. Причем необязательно профессиональное. Важно понимать, что часто вы работаете не для профессионалов своей среды, а для заказчика извне.
Клиент ищет исполнителя там, где по его мнению, они обитают. Вам же необходимо сделать так, чтобы в этом кругу ваше имя было всем знакомо в положительной коннотации. Соответственно, вас будут рекомендовать. Это классика: сначала работаете на имя, затем имя работает на вас.

Нужна определенная предпринимательская жилка, чтобы уметь продавать себя и вести переговоры. Довольно редкое сочетание среди творческих людей, но и в то же время жизненно необходимое.
Если вам сложно общаться, и бывать на тусовках вы не любите, то нужно искать себе команду с сильным звеном, которое исполняет эти функции. Часто это фотограф или продюсер.

Желательно иметь несколько подобных контактов. Впрочем, это опять же упирается в общение и умение налаживать контакт.
Агентств, представляющих стилистов, сейчас очень мало, но попробовать тоже можно, если ваше портфолио позволяет.

Есть также приемы так называемого партизанского маркетинга, которые помогают делать рекламу без бюджета на нее. Это всяческие кооперации с профессионалами вашей среды, образовательные мероприятия и многое другое — почитайте, инструментов масса. Конечно, все это не исключает в первую очередь наличие качественного портфолио в интересующем вас направлении, иначе успех трудно достижим.
Это классика: сначала работаете на имя, затем имя работает на вас!
— Вы были у нас на курсе Fashion съемка — от идеи и организации до работы со СМИ и байерами. Расскажите, что вас привело на курс? Как он повлиял на вашу дальнейшую деятельность? Получили ли вы то, за чем пришли?
—  По правде говоря, курсов по модной фотографии сейчас достаточно много, как и образовательных платформ. Прежде всего, мне хотелось определенной систематизации моих знаний, добытых опытным путем, а также общения как с профессионалами, так и с коллегами для обмена опытом и завязывания контактов. Fashion Factory School меня заинтересовала своим глубоким и узкоспециализированным подходом именно к индустрии.

Я обратила внимание, что все курсы основаны на реальном опыте профессионалов и функционирующих предприятий и имеют прикладной характер. Это помогло мне четко определиться с выбором образовательной платформы.
Безусловно, важным фактором также оказались приглашенные спикеры. Я давно мечтала познакомиться с Анной Рыковой, и благодарна Fashion Factory за возможность это сделать.

Также очень рада знакомству с Людмилой Норсоян — потрясающей души вдохновляющим человеком. И самое важное приобретение — это уверенность в себе и в своих навыках, а также понимание того, как идти дальше.
Самое важное для любого специалиста — это стать профессионалом в любимом деле, а для этого надо учиться, работать, и снова учиться, поскольку нет предела совершенству.
— Какие вершины собираетесь покорять?
—  Я собираюсь продолжить образование и заняться академическим рисунком и иллюстрацией, а также наконец-то заняться итальянским.
Самое важное для любого специалиста — это стать профессионалом в любимом деле, а для этого надо учиться, работать, и снова учиться, поскольку нет предела совершенству.
В перспективе я планирую больше времени и внимания уделять журнальным историям с арт-составляющей, имиджевым историям с сюжетной линией. На мой взгляд, переход глянца в цифровое пространство дает печатным версиям шанс перейти в разряд искусства, и мне бы очень хотелось стать частью этого.
Анастасия Каминская — стилист, имидж-консультант и арт-директор.
Сайт: kaminskaya.pro
Instagram: instagram.com/nastasia_kaminskaya/