Интервью
Ярослав Заикин – о работе ателье в Челябинске

«У Ярослава дар шить красивую одежду без сентиментальной слащавости, это редкая способность делать женщине тактичный комплимент одеждой», — так охарактеризовала Людмила Норсоян работы модельера.

Ярослав Заикин открыл ателье в Челябинске, специализируется на вечерних и свадебных нарядах, а параллельно разрабатывает собственную коллекцию. Он закончил курс Fashion Factory School еще в 2014 году, но до сих пор переслушивает лекции в поисках полезной информации.
У вас есть успешное ателье в Челябинске, вы закончили один из наших первых курсов. Можете рассказать, с чего вы начинали?

—  В 2013 году Светлана Падерина пригласила меня на стажировку в Москву, там я познакомился с Людмилой Норсоян. Чуть погодя, я увидел, что набирается курс в Fashion Factory. Школа только появилась, курс был посвящен не ателье, а реалиям легкой промышленности в России. Я поехал на курс, чтобы узнать, с чем мне придется работать. После Fashion Factory я осознал, что хочу статусное ателье, специализированное только на индивидуальном пошиве, я понял, кто мне нужен, узнал, например, о поставках тканей. Познакомился с SOL Studio, мы сотрудничаем до сих пор.

Как вы нашли своего клиента?

— Я специально выбрал самый сложный путь — продвижение через сарафанное радио. У меня нет рекламы, я люблю, когда люди приходят с определенной целью, знают, что хотят. Они уже видели, что я делаю, и пришли за результатом.

Сейчас я планирую масштабироваться: переехать в новое помещение на первом этаже с отдельной входной группой.

Параллельно я делаю свои капсульные коллекции. Это как база, которой не найти в магазинах. У меня в примерочных стоят 2−3 рейла с платьями в единичном варианте. С одной стороны, это такое гиблое инвестирование, потому что не знаешь, когда выстрелит. С другой — во время примерки те же клиенты смотрят, примеряют и забирают. По этим же лекалам можно сделать модели в другом цвете, таким образом сроки пошива сокращаются вплоть до одного дня.

У меня много клиентов, у которых нет времени, у них такой ритм жизни, что они просто залетают, выбирают и улетают. Я чаще вижу их водителей, чем их самих. Это вопрос доверия, я этим очень дорожу.

С одной стороны, я медленно развиваюсь, с другой — я иду в нужном направлении с меньшими рисками и большими вложениями в плане времени. Я не распыляюсь, знаю, что время — это ценный ресурс, единственный, которым нужно дорожить.
Когда я приезжал в родной город, встретил воспитательницу, и она спросила: «Ярослав, ну, что, ты стал кутюрье, как планировал?» Я иду в одном направлении, меня жизнь не раскидывает, я не ищу себя, у меня один путь.
— Как вы искали кадры? Были ли с этим трудности?

—  Ко мне приходят люди за качеством, они хотят вещи, которые они будут носить не год или два, они будут брать их с собой в поездки. Чтобы вещь соответствовала, нужно много времени потратить на изготовление и, конечно, выбрать качественные материалы. Сейчас в команде 7 человек, не считая меня и жены. Я отбираю сотрудников, а затем сам их учу. По другому, никак. Брал профессионалов советской закалки, но с ними тяжело работать. Мир изменился, появились новые технологии, а они продолжают работать по старым правилам. Зачастую они не экономят: могут кроить не рационально лекала, деталь положить посередине ткани, они привыкли, что ткани достаются бесплатно как в домах мод в СССР. Мы же чаще всего работаем с тканями, высокого качества заказываем их из Европы и стоимость у них немаленькая, по этому на счету каждый сантиметр.

У меня работает конструктор, у которой я учился в свое время, она нам помогает и передаёт свой опыт и знание, конечно же мы спорим, так как взгляды различаются.


— Вы обучались на конструктора?

—  Да, мое первое образование — конструктор-модельер. Мне круто повезло в жизни, я с детства знал, кем я хочу быть. В 6 лет я рисовал девочек в разных платьях, кстати рисунки моя мама до сих пор сохранила, потом пошел в школу искусств. Когда я приезжал в родной город, встретил воспитательницу, и она спросила: «Ярослав, ну, что, ты стал кутюрье, как планировал?» Я иду в одном направлении, меня жизнь не раскидывает, я не ищу себя, у меня один путь.
— Открытие ателье требует больших вложений?

—  Для того чтобы шить женскую одежду, достаточно оверлока, прямострочной машины и утюга. Больших вложений не требует, это все можно уложить в 50 000 рублей. То есть для начала можно купить б/у машинку, она стоит до 20 000 рублей, оверлок стоит примерно также. Единственное, на чем нельзя экономить на утюге, влажно-тепловая обработка — это внешний вид изделия. Самые хорошие утюги — у марки Lilit, они стоят от 17 000 и выше. Если увеличивать ассортиментную матрицу, то нужен паровой стол, прикладные материалы. Если шьете трикотаж, то нужна плоскошовка. Все достаточно быстро окупается, при правильном подходе и подсчёте, так же очень важно делать вещи нужного качества и искать своего клиента, это наверное самое сложное.
Вы планируете открывать ателье в Екатеринбурге? А там как будете искать клиентов?

—  Видите, в чем дело, ко мне прилетают клиенты из Москвы, чтобы сшить мужской костюм, свадебное платье и не только, также ко мне приезжают из Екатеринбурга, Магнитогорска и других городов области. Состоятельные клиенты есть везде, главное, делать качественный продукт, ходить на те мероприятия, где их можно встретить и произвести нужное впечатление.

—  Чтобы вы рекомендовали студентам, которые только идут на курс?

— Записывать все лекции на диктофон и перед сном прослушивать. Я закончил курс в 2014 году, я до сих пор прослушиваю материал, и каждый раз открываю что-то новое для себя. На тот момент я воспринимал информацию под одним углом, сейчас — под другим. Пазл еще сходится и будет сходиться. Все знать — это утопия, все развивается с огромной скоростью и все меняется.
О бренде:
Atelier Yaroslav Zaikin– ателье в Челябинске, которое специализируется на свадебных и вечерних нарядах.
https://www.instagram.com/zaikinyaroslav
https://vk.com/zaikin.yaroslav